УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов...» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

sm Инвалиды с нарушением слуха

sm Инвалиды с нарушением зрения

sm Инвалиды с нарушением интеллекта

sm Инвалиды на кресле-коляске

sm Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС. При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Учебные кабинеты, объекты для практических занятий, библиотека, объекты физической культуры, средства обучения и воспитания могут использоваться инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение доступа в здание МБДОУ инвалидам и лицам с ОВЗ

       На входной двери в здание расположена кнопка вызова персонала МБДОУ для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (сопровождение до места оказания услуги). Парковочные места для автотранспорта инвалидов не предусмотрены в связи с отсутствием оборудованной парковки у здания МБДОУ (Учреждение расположено в придомовой территории улицы Молодёжная д. 33 и д.37). Возможность подъехать на расстояние 10-20 м. от входа в МБДОУ имеется.

Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ                            

         Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Поэтому  качеству питания  в нашем детском саду уделяется повышенное внимание. В детском саду организовано четырехразовое сбалансированное питание, необходимое для нормального роста и развития ребенка. 

Питание воспитанников осуществляется на основе примерного 10-дневного меню, разработанного в соответствии с возрастными нормами и требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. № 26. Дневное меню рассчитано на четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак  (сок или фрукты), обед, полдник. Каждый прием пищи осуществляется в соответсвии с режимом дня в группах. Для детей с инвалидностью и для детей с ОВЗ по назначению врача организуется специальное питание.

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

         Первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей. В настоящее время в практике нашего дошкольного учреждения создана интегрированная система физкультурно – оздоровительной работы, гарантирующая сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение благоприятных и адекватных условий воспитания и развития. Существующая система представляет собой комплекс медико – психолого – педагогических технологий, направленных на физическое развитие воспитанников, оздоровление и профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, предусматривающую восстановление здоровья. В МБДОУ оборудован медицинский кабинет, который состоит из основного и процедурного кабинета, для приема воспитанников. Оказание первичной медицинской помощи воспитанникам осуществляется в соответствии с соглашением с ЦМСЧ № 38 ФМБА России.

Доступ воспитанников к информационным системам, и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: непосредственный доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информационным системам, и информационно-телекоммуникационным сетям в Учреждении не предусмотрен.

Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: непосредственный доступ воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, к электронным образовательным ресурсам в Учреждении не предусмотрен.

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении пока нет.

      Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и воспитанники с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.